Калининградская область
13:40
11
Ноябрь 2013

А. Елаев: Уроки прошлого не должны стать практикой будущего

Представьте себе, что завтра вы вместе с сотнями своих друзей, приятелей или просто так примкнувших захотите, скажем, почувствовать себя «хозяевами на своей земле». Например, придете к тому или иному предпринимателю, разобьете ему витрину, детей и жену вытащите на мороз, а в доме (или в лавке) устроите кавардак. Просто так — или не просто так. В общем, вам так хочется. Вас же больше, чем этих жалких торговцев (вариант: поэтов, писателей, ученых — принципиально неважно!), и вы хотите показать им, что вас много, а их — мало и вы, если что, тоже сила.

В государстве, в котором хоть как-то соблюдаются законы, ваше лихачество на этом и закончится: приедет полиция и либо откроет огонь на поражение либо каким-нибудь еще доступным способом прервет ваши потуги почувствовать себя молодцом среди овец. По крайней мере, уголовное дело за хулиганство или организацию массовых беспорядков (если в порыве «народного гнева» вы ничего больше не натворили, естественно!). Закон для того и предназначен, чтобы защищать слабых от сильных — сильные и так себя защитят. Да и полиция с внутренними войсками создаются для наведения общественного порядка внутри страны, чтобы ни у кого даже мыслей не было проявлять залихватскую удаль. В противном случае торговцы до сих пор закрывали бы свои лавки дубовыми ставнями, а не выставляли бы хрупкий товар напоказ, и возле автомобилей держали  бы вооруженную охрану.
 А теперь представьте себе такое развитие событий: толпа громит лавки и бесчинствует, а полиция не только не препятствует погромам, но и всячески им способствует. Вам покажется, что вы очутились в параллельном мире. Да так оно и будет: параллельные миры — это не в «Матрице», а там, где сотрудники госнаркоконтроля умирают от передозировок, антикоррупционеры берут взятки, а сотрудники полиции помогают нарушать закон. Все это выглядит как анекдот, но только до тех пор, пока вам не потребуется помощь, которой не окажут. Если и не умрете, то руки опустятся точно. Ведь против вас будут не только те, кто и так против, но и те, кто должен вас защищать. И вам останется надеяться разве что на Всевышнего, который так благ и милосерден в сказках о нем.

В таком обществе очень быстро возникает гомогенная авторитарная среда, основанная на молчаливом и всегда послушном большинстве, неминуемо выталкивающем все инородное за пределы правового поля. Таким обществом была в свое время Российская империя с бандами черносотенцев, Америка времен Дикого Запада с разномастными ковбоями, да и многие современные страны идут по этому пути развития. Очень удобно: большинству не надо ни о чем задумываться. Знай себе выполняй что скажут да кричи посильнее о своем согласии — и жизнь будет лучше, а остальные — да что о них говорить? Их же меньшинство, да и выглядят они как-то странно. Правда, все это больше напоминает или тюрьму или психбольницу, а потому еще более невыносимо, чем когда бы то ни было. Кажется, будто первый человек не был так одинок в этом мире, как множество людей, остающихся один на один со своими трудностями.

«Хрустальная ночь». Красивое название. Напоминает «королевскую ночь» в пионерском лагере, на деле имеющую не большее отношение к королям, чем золотарь — к золоту. Но определенная романтика в этом есть. Это вчера вы были рядовым неудовлетворенным нацистом и втихую под пиво ругали «ненужных» людей, а сегодня вы сами можете показать «им», что вы (естественно — вместе со своими дружками) — сила, а они — никто. Вы можете избивать «их», лишать «их» имущества, измываться над «ними», а «они» должны считаться с вашим правом на свободу выражения вашего мнения, а полицейский, который еще вчера отволок бы вас в околоток, ныне браво берет под козырек и поддерживает ваши начинания в непонятной борьбе непонятно за что. Как тут не возгордиться и действительно не подумать о себе как о сверхчеловеке? Гордыня питается страхом, тем и живет. А теоретическую базу под это дело подведут разномастные пропагандисты, у них всегда это хорошо получается. Вспомнят и про вашу неустроенность, и про дурную наследственность, даже про жертву что-нибудь плохое скажут — все будет просто замечательно. Только вот сами вы знаете, что не такой уж и храбрец, а просто побывали в толпе, которая всесильна в собственном безумстве.

Германия 1938 года прошла большой путь при нацистском режиме. Более пяти лет правительство Гитлера и видного пропагандиста Геббельса внушало немцам, что они — разные. Ведь отличить ассимилированного еврея от иного гражданина Германии было к тому времени практически невозможно: классические ортодоксы если и встречались, то в провинции и выглядели уж совсем безобидно.

Причем — даже сами германские евреи зачастую недолюбливали 80 тыс. соплеменников, «понаехавших» в Германию в 1917—1920 годах, чтобы спастись от украинского национализма — до такой степени приезжие казались непохожими на них. Но нацисты и популисты нашли в евреях совершенно замечательного «козла отпущения», ведь его можно было обвинять сразу во всех грехах. И чем сильнее были обвинения — тем больше в них верили. Говоря словами историка Говарда Сакера, «в идеологии Гитлера антисемитизм был проникнут личной яростью, которая сочеталась с макиавеллевской хитростью». Евреи в пропаганде нацистов постепенно стали виновниками всех бед и несчастий, которые случались с немцами, — от революции 1918 года и поражения Германии в Первой мировой войне до банкирских удавок и государственных преступлений. Впрочем — это стандартный набор, присущий всем «свободолюбивым народам», придумывающим себе жертву.

Но сильно ли «программы» современных отечественных нацистов, называющих себя «национал-державниками» и «прогрессивными монархистами», отличаются от программы НСДАП? Из двадцати пяти пунктов, принятых 20 февраля 1925 года в качестве платформы нацистской партии, к евреям относилось целых семь: пятая статья позволяла евреям жить в Германии на правах чужаков и при условии соблюдения особых законов, шестая запрещала всем, кроме «чистых немцев», занимать общественные должности, седьмая требовала, чтобы в период экономических трудностей из страны изгонялись чужаки, в остальных говорилось об очищении германской прессы, церкви и культуры в целом от еврейского «материалистического духа». Вполне по-современному, особенно про изгнание чужаков в период экономических трудностей.
Неудивительно, что организатором этих «спонтанных народных выступлений» СА и нацистов был… сам глава правительства Адольф Гитлер. Государственный национализм изображал волю народа на осуществление своих злодеяний, и народ постепенно поверил в то, что осуществляется именно его воля. Многие верят в это до сих пор.

Акции нацистского варварства по отношению к евреям случались в Германии и до ноября 1938 года, однако ноябрь стал своеобразной кульминацией. Еще в 1935 году были приняты т.н. «нюрнбергские законы», лишившие евреев гражданства Германии, запретившие им практически любое общение с немцами и участие в гражданской жизни государства, а также… исполнение музыки арийских композиторов и ношение одежды цветов имперского флага. Кроме того, еще раньше, в 1933-м, им было запретили получать образование, размещать рекламу на радио и в газетах, занимать любые должности на госслужбе, участвовать в поставках для государственных нужд.

В октябре 1938 года произошла варварская высылка польских евреев обратно в Польшу, не очень-то и жаждавшую принимать их обратно. 12 тысяч польских евреев ютились в вагонах для скота на нейтральной полосе, умирая от голода и болезней в ожидании того, когда недружественное польское правительство позволит им перейти границу. Этот случай так и остался бы частным явлением государственного антисемитизма, если бы не личность Гершеля Гришпана — жившего в Париже сына одних из тех евреев, застрелившего в знак протеста третьего секретаря посольства Германии во Франции Эрнста фон Рата.

Умение использовать провокации свойственно всем пропагандистским акциям. «Хрустальная ночь» началась именно как народный ответ на это убийство (ничего не напоминает? Примерно так же начался погром в Бирюлеве). Именно 9 ноября 1938 года символизирует переход от законодательных ограничений к физическому насилию. Йозеф Геббельс, министр пропаганды Третьего рейха, провозгласил убийство фон Рата частью всемирного еврейского заговора и призвал к наказанию евреев за «соучастие».

В соответствии с этим призывом Геббельса 9 и 10 ноября нацисты и провели погромы по всей стране. Почти все еврейские дома были разгромлены, а евреи — вне зависимости от того, были ли это мужчины, женщины или дети —  жестоко избиты. По последующим меркам, евреев погибло не так много — около 90 человек, но это была та самая первая капля крови, после которой возможно любое безнаказанное насилие. Более 30 тыс. евреев в те дни отправились в концлагеря, было сожжено более 500 синагог. В том числе и Кенигсбергская новая либеральная синагога на острове Ломзе — ныне там же, только на острове Октябрьском в Калининграде, идет ее активное восстановление.

Калининградская область — не только единственный регион современной России, на территории которого были бои Первой мировой войны. Это еще и единственный регион России, в котором происходили события Хрустальной ночи. Понятно — почему: потому что в те годы это была территория Германии. И если бы немцы не возомнили себя «единственной великой нацией», пусть и в духе массового психоза, область до сих пор входила бы в состав Германии, а не была бы гарантией мира и форпостом России на Балтике.

9 ноября по всем бывшим землям Германии пройдут поминальные мероприятия. Раввины и остатки еврейских общин Европы будут воссылать свои мольбы ко Всевышнему, читать Кадиш, вспоминать те трагические события. Но главное — чтобы эти события не стали историей одного народа. Это история всех народов. И те, у кого таких событий в прошлом не было, рискуют получить их в будущем. Неважно, какой народ встанет на место еврейского: русский в национальных республиках, узбекский или таджикский в России, литовский — в Великобритании. Если не забывать об основных принципах взаимодействия между народами в современном мире, все опять скатится к банальной ксенофобии во имя преодоления экономических трудностей. А трудности — не в экономике, а в головах.

Социологи и политологи задают вопрос: «Почему именно в Германии, стране великой культуры, могло произойти подобное?». И отвечают что-то в марксистском духе про «верхи не могут, низы не хотят». Но «это» происходит во всех странах, причем спонтанно, примеры можно привести даже на просторах бывшего СССР. Сумгаитская резня 1988 года, Ошская — 1990 года, акции в отношении русского населения в бывших советских социалистических и автономных республиках (про которые все давным-давно забыли, кроме русских беженцев из этих стран). Везде все происходит одинаково: «Мы (они) — в поход!».  К подобного рода событиям надо относиться со всей строгостью государственного принуждения, а не оправдывать их, как пытаются делать с беспорядками на Манежной площади, погромом в Бирюлеве, лондонскими и парижскими стоклновениями последних лет. Общество обязано защищать себя от хулиганов и мародеров — в противном случае оно неминуемо станет хулиганским и мародерским, естественный закон отрицательного отбора остановить практически невозможно.

источник:  http://gazeta39.ru/kld/component/content/article/1699.html?ed=195

Ещё по теме
Лента