Новая экономическая реальность: требования к бизнесу и государству
Рифат Шайхутдинов выступил с докладом на Всероссийской онлайн-конференции «Национальные вызовы: преодоление кризиса через эффективные региональные практики», которая прошла 28 мая. Организаторами мероприятия стали Минэкономразвития РФ и Правительство Республики Башкортостан.
«Новая экономическая реальность: требования к бизнесу и государству»
выступление Рифата Шайхутдинова на Всероссийской онлайн-конференции «Национальные вызовы: преодоление кризиса через эффективные региональные практики»
Я политик, поэтому буду говорить о политических требованиях к экономике, а не о рецептах экономического успеха – они все известны. Вопрос только в том, кто сможет ими воспользоваться.
Шумиха вокруг потерь от эпидемии прикрывает проблему очередной мировой экономической перестройки – нас ожидает напряжённость военного типа. Посмотрите на ситуацию вокруг газопровода «Северный поток – 2», вокруг иска к России от бывших акционеров ЮКОСа за «экспроприацию» активов в начале 2000-х гг. на 50 млрд долларов и так далее.
Нашу страну будут грабить, вплоть до конфискации любой нашей собственности за рубежом как государственной, так и частной. Это нормально. Экономика – и есть то, из-за чего мир воюет. Экономика развивается только в контуре достигнутой безопасности – он и будет определять экономическую перспективу. Не так давно бизнес считал безопасным офшоры, затем – Европу и США. Однако после «Панамагейт», введения комплаенс во всех банках, уголовных дел с арестами счетов российских бизнесменов зарубежом стало понятно, что контуры безопасности сильно меняются. Это и есть новая экономическая реальность, из которой нам надо исходить, говоря о поддержке бизнеса в новых условиях.
Думаю, что с иллюзиями о льготах и дешевых деньгах для всех малых и средних предприятий нам придется распрощаться. Ситуация обостряется, денег становится меньше – всем не достанется. В такой ситуации поддерживать надо выборочно и точно понимая цель – для чего.
Придется признать, что бизнес, обеспеченный спросом (сервисный, торговый) восстановится одновременно с восстановлением спроса и помогать ему надо именно так, восстанавливая спрос.
Каналы вывода капитала должны быть перекрыты. Все их знают и оправдывают включённостью в глобальную экономику. А н а ш и «бизнесмены» или выполняют государственные задачи, или работают дома, наполняя бюджет страны.
Американскому, китайскому и европейскому лоббизму/влиянию на любые внутренние процессы придется жестко противостоять. Мы сейчас в условиях эпидемии видим, как Франция и Германия противостоят США в фармакологической битве за вакцину. Думаете, у нас этого нет? Уверяю, что есть. Должна быть обеспечена лекарственная безопасность – с Биг Фармой надо прощаться.
Нам надо суверенизировать информационное пространство -– обеспечить физический контроль над серверами, каналами связи и шлюзами, смену протоколов. Мы должны уметь выключить любой внешний информационный ресурс в течение минуты. И это не вопрос ущемления прав и свобод наших граждан – это вопрос безопасности и суверенитета страны.
Ситуация с эпидемией показала, что наше министерство экономического развития не имеет точного понимания о том, с чем оно сегодня имеет дело. Перечень пострадавших отраслей и попадание в него через ОКВЭД – явное этому свидетельство. Нам надо формировать более простые средства учета и понимания нашего бизнеса.
Что означают эти политические требования к новой экономике? Они означают, что цели, задачи и подходы национального проекта по поддержке МСП придется существенно корректировать – перенастраивать в пользу избирательных рыночных мер поддержки.
Хорошее время, чтобы потеснить зарубежных конкурентов с некоторых рынков, забрать свое, как говорится. В частности, надо срочно ответить на вопрос, что необходимо сделать, чтобы повернуть туристический поток в пользу внутреннего туризма.
Сегодня импорт в Россию составляет около 240 млрд долларов. Интересна его структура: 50% – машины и оборудование, 20% – химическая промышленность (включая лекарства), 13% – продовольствие и сельскохозяйственное сырье. А это, кстати, наша уязвимость. Хорошее время, чтобы продолжить импортозамещение не только в сельском хозяйстве, но и в других стратегически значимых отраслях. Надо ясно и точно ответить на вопрос: «Что в технологических подрядах наших крупных стратегически значимых корпораций мы можем делать сами (что могут делать наши малые предприятия)? Надо поддержать такие малые предприятия и деньгами, и преференциями, обеспечить им доступ в технологические цепочки. Нам нужен национальный проект рыночной поддержки малых предприятий, осуществляющих импортозамещение, а не проект роста численности просто малых предприятий. Неужели мы хотим количеством кафе и парикмахерских ответить на вышеперечисленные вызовы?
В Республике Башкортостан есть примеры по реализации такого подхода – приведу два из них.
Первый – это завод «Альтернатива» города Октябрьский, производящий серьезную номенклатуру товаров из пластика. Предприятие выросло из маленького кооператива. В кабинете директора меня потрясла схема, на которой изображен рынок всего того, что производит химическая промышленность из газа и нефти, включая и пластмассы. При этом доля нашей переработки углеводородов в химической промышленности минимальная! А предприятие «Альтернатива» готово развивать такую переработку – вставьте их в технологическую цепочку, поддержите преференциями от иностранцев и мы получим шаг в импортозамещении.
И второй пример. Завод «Автопласт» в Нефтекамске – делает из композитных материалов продукцию для КАМАЗа и других автогигантов (кстати, почти половина электробуса оснащена комплектующими «Автопласта»). Но делают они это из технических смол из Китая и Европы. Сырье наше – нефть, а техническая смола иностранная, и далее, композитный материал опять наш. Дайте возможность делать техническую смолу в Нефтекамске, поддержите «Автопласт» – и вот еще один шаг в импортозамещении.
Уверен, что будущее за поддержкой малого и среднего бизнеса именно в таком формате!