Депутат Рифат Шайхутдинов рассказал о возможных проблемах с китайскими авто
Уже через несколько лет граждане, купившие автомобили китайского производства, могут столкнуться с проблемой отсутствия оригинальных запчастей. Как планируется решать это вопрос, продвигать импортозамещение и какие меры будут предприняты для улучшения транспортного сообщения по стране и внутри Башкирии, рассказал на "деловом завтраке" в "РГ" первый зампредседателя комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Рифат Шайхутдинов.
Рифат Габдулхакович, одно из важных направлений вашей работы в Госдуме связано с автомобилями китайского производства. Что с ними не так?
Рифат Шайхутдинов: Для транспортных средств есть такое понятие как "жизненный цикл" - период эксплуатации, в России он обычно 15-20 лет. Производитель должен его гарантировать, то есть в течение всего периода обеспечить выпуск необходимых запчастей, а ремонтные мастерские - техдокументацией. После ухода с российского рынка ряда зарубежных производителей мы перешли в основном на китайский автопром, имеющий ряд особенностей. К примеру, техдокументацией они обеспечивают только дилерские центры, тогда как у нас в стране более 70% автомобилей обслуживают частные ремонтные мастерские. Поэтому мы внесли в Госдуму законопроект о необходимости предоставления технической документации всем ремонтникам.
Второй важный момент: китайские производители не гарантируют жизненный цикл ТС, и, меняя каждые три-пять лет модельный ряд, приостанавливают выпуск запчастей для предыдущих машин. Соответственно, через несколько лет нужных деталей в продаже может не оказаться. И тогда мы попадем в непростую ситуацию. Это удар и по потребителям, и по экологии, ведь срок эксплуатации автомобиля сильно сокращается.
Сейчас мы вносим изменения в технический регламент Таможенного союза, которые предусматривают обязанность производителей обеспечить весь жизненный цикл ТС. Думаю, найдем компромисс с китайскими производителями, и они пойдут нам навстречу.
В то же время большой упор делается на импортозамещение в сфере транспорта. Какие инициативы подготовлены?
Рифат Шайхутдинов: Мы с коллегами приняли серию поправок по железнодорожному, морскому и автомобильному транспорту. В основном они касались преференций российским производителям оборудования и техники. Это и изменения в конкурсной документации, и субсидирование отраслей.
Также я вхожу в группу по промышленности парламента Союзного государства "Россия - Беларусь", где мы пытаемся найти точки взаимодействия по импортозамещению. К примеру, договорились о совместном производстве автомобиля, разработанного белорусами для инвалидов, на базе "Москвича". Он будет на ручном управлении. Также проводятся совместные мероприятия по развитию беспилотной авиации и по мебельному кластеру, который создан в Туймазах.
Кстати, в транспортной комиссии в Госдуме на обсуждении регулирования беспилотной авиации Башкортостан дважды привели в пример как регион, чью нормативную базу стоит взять за основу для разработки федеральных норм. Ведь сегодня субъекты сами решают, когда и кому "закрывать" и "открывать" небо.
И в то же время проблема с дорогами тоже сохраняется. Много жалоб на их состояние? О чем просят обычные граждане?
Рифат Шайхутдинов: Обращения от избирателей поступают разные. Многие связаны с работой моего благотворительного фонда, который поддерживает программы местных инициатив, выплачивает стипендии талантливым студентам Нефтекамского филиала Уфимского университета науки и технологий. До сих пор периодически приходят письма от участников СВО и членов их семей из-за неправильного начисления выплат или предоставления отпусков. Проблема дорог по-прежнему актуальна, хоть и делается много. Так, практически завершен крупный проект по строительству трассы М-12. Вот только при возведении объекта повредили примыкающие дороги регионального значения, их необходимо ремонтировать. Пострадали жители Дюртюлинского, Илишевского, Бакалинского и других районов. Вместе с властями мы решаем эту проблему. Удалось договориться с федеральным центром о дополнительном финансировании для республики.
Продолжаем работу и по воссозданию грузового речного порта в Агидели, но для этого необходимы постоянные глубины на всей Волге. Ждем введения Багаевского и Городецкого гидроузлов и формирования грузовой базы, которая могла бы развиваться в сторону Астрахани, Махачкалы и далее до Ирана. Нельзя забывать и о туристическом потенциале, комфортных и безопасных пассажирских перевозках, необходим отдельный пассажирский причал. В Агидели уже преобразили набережную, теперь необходимо решить вопрос по удобству автомобильных подъездов.
На какой стадии проекты по восстановлению аэропортов в малых городах Башкирии?
Рифат Шайхутдинов: К сожалению, пока Нефтекамск не удалось включить в программу развития малых аэропортов. Дело в том, что после строительства моста через реку Каму сократился путь до ближайшего аэропорта в Ижевске - теперь до него можно добраться за полтора часа. В связи с чем необходимость в воздушной гавани в Нефтекамске вроде как отпала. Тем не менее мы не оставляем эту идею. Она прописана в транспортной стратегии республики.
Относительно восстановления аэропорта в Сибае тоже движения пока нет, так как он, как и аэропорт в Нефтекамске, принадлежит уфимскому аэропорту, чье руководство считает проекты нерентабельными.
Недавно вы начали курировать еще одно направление, связанное с природоохранным законодательством?
Рифат Шайхутдинов: Меня назначили председателем секции научно-технического совета Минприроды России по охоте. Мы уже подготовили семь изменений в законодательство. К примеру, отрегулировали правила предоставления охотничьего билета. Теперь для его получения надо сдать экзамены на умение обращаться с оружием, на знание этики охотника и так далее. Также предложили давать разрешение на хранение оружия не на пять, а на 10 лет, что актуально для жителей труднодоступных населенных пунктов. Вернули возможность охотиться в сельхозугодьях - об этом просили аграрии, которые страдают из-за волчьих набегов.
Отмечу, что у нас в стране пять миллионов охотников, из которых три миллиона - активных. Необходимо отрегулировать сферу, ввести четкие правила, исключив браконьерство, чтобы субъекты могли развивать этот вид туризма, получать доход и сохранять экобаланс на своей территории.
Ключевой вопрос
Какие задачи стоят перед вами на ближайшее будущее?
Рифат Шайхутдинов: Основные задачи поставил в своем послании президент страны Владимир Путин. Теперь нам, депутатам, предстоит способствовать эффективной реализации всех национальных проектов в регионах. Кроме того, в этом году в Башкортостане пройдут выборы главы республики, в связи с этим моя задача, как депутата от Нефтекамского избирательного округа, обратить внимание на вопросы жителей для их решения в рамках предвыборной кампании и в ходе дальнейшей работы.
Российская газета - Экономика Поволжья: №83(9325) Айгуль Камаева