В стране, да, не только в Москве, а во всей стране произошла страшная трагедия, ее жертвами могли стать ни в чем не повинные дети, но взрослые, и очень символично, что ими оказались полицейские и учитель, в очередной раз вместе встали на пути беды.
Прежде всего, мы выражаем глубокие соболезнования родным и близким погибших полицейского Сергея Бушуева, учителя Андрея Кирилова и надеемся на скорейшее выздоровление раненого полицейского Владимира Крохина. Это именно они, выполнив свой служебный и человеческий долг до конца, ценой своих жизней и здоровья защитили детей от винтовочных выстрелов.
Немного хроники. 3 февраля, угрожая охраннику оружием, школьник-отличник зашел в свою школу №263 и открыл стрельбу из отцовского ружья. По сигналу к школе прибыла полиция, но подросток к этому времени, уже убивший учителя географии, открыл огонь по полицейским. Один из сотрудников был убит, второй тяжело ранен. Затем он зашел в класс к ученикам и приказал им оставаться на месте. Начала готовиться операция по освобождению заложников, но когда к школе приехал срочно вызванный отец подростка - он, уговорил сына сдаться.
Теперь попробуем порассуждать – почему все это произошло. То, что подросток действовал под влиянием накопленного в течении времени стресса, который вылился в эмоционнально-психический срыв, нет сомнений. Из личного опыта проведения переговоров с лицами захватившими заложников, я сделал вывод, что если захват произошел из-за “срыва”, что как только, через какое-то время, напряженность спадает, то чаще всего ситуация с заложниками разрешается положительно, то есть их отпускают, а террорист сдается. Зачем же была сделана эта “бойня”, хорошо бы, если на этот вопрос внятно смог бы ответить сам “стрелок”. Скорее всего это была совокупность многих факторов.
На самом деле очень настораживает, что пользуясь случаем, многие сразу стали кричать, что вся наша молодежь “разложена”, ориентирована на “запад”, у нее кроме компьютерных “стрелялок” нет смысла в жизни. Посыпались предложения – запретить “стрелялки”, ограничить просмотр фильмов, которые, кстати, с чьего-то позволения, идут по всем каналам каждый день и могут воздействовать на психику детей и подростков, а лучше всего и пользоваться компьютером вообще не разрешать, мало ли что, и т.д. и т.п.. То есть, как всегда, лучше все запретить, а если что-то случится – родители виноваты, не досмотрели.
Чтобы повлиять на возникающее в школах проблемы, во всей стране необходимо проводить целенаправленную политику по обучению детской психологии. Основными слушателями должны стать, как штатные школьные психологи, так и люди с которыми дети общаются большую часть своего времени – родители, учителя. Сразу встает вопрос, кто за это будет платить, вот пусть власть и задумается, что лучше – запрещать и жестко насаждать или правильно воспитывать.
Теперь о безопасности. Есть закон “О оружии”, много инструкций об оборудовании сейфов, порядке и способах его перевозки. Есть орган в системе МВД предназначенный контролировать соблюдение этих правил. Объективно, что небольшое количество его сотрудников и участковых инспекторов не в состоянии проверять правильность соблюдения правил хранения оружия. Самое неприятное, что может случиться, воспользовавшись сильным резонансом этой трагедии, власть вообще изымет из оборота нарезное оружие, или так ужесточит правила покупки, условий хранения и его перевозки, что многие граждане будут вынуждены его сдать.
Теперь об охране школ. Бесспорно, ее надо усиливать не только установкой видеоконтроля, в конце концов на него должен кто-то реагировать, но и другими техническими средствами. Оборудовать все, без исключения, школы в Москве турникетами для пропуска. Самое простое усиление безопасности – выдать детям индивидуальные магнитные карточки, тем самым сократить возможность несанкционированного прохода в школы. Что касается вопроса, кто должен охранять школы, полиция или ЧОПы. Это не так важно, в сущности у тех и других одни инструкции: «Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику, за исключением случаев … вооруженного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника”. Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица. А школа это всегда скопление детей…
Все дело в людях охраняющих школы, сотрудники полиции и частные охранники должны иметь специальную подготовку для работы в школах. И мы снова возвращаемся к вопросу – кто это будет оплачивать. Пост полиции стоит в два раза больше, чем пост частного охранного предприятия. Но мое мнение, если ЧОП будет получать такую же оплату за пост, то он будет иметь возможность гораздо быстрее подбирать охранников с необходимыми данными, просто у него больше выбор.
Лично я против установки рамок – металлоискателей на входе в школы. Не хочется, чтобы моему девятилетнему сыну постоянно казалось, что он переступает порог заведения, где его каждый день подстерегает опасность. У каждого ребенка может оказаться “сигналящий предмет”, а это подразумевает личный досмотр ученика и даже учителя.
Вроде бы замкнутый круг, но мы опять возвращаемся к оборудованию места охранника у школьного входа – он может находится за бронированным стеклом и смотреть за входом. У него - “тревожная кнопка” и кнопка блокирования турникетов. Второй охранник должен иметь возможность не допустить прохода в здание школы неизвестного до приезда полиции. Конечно же, надо периодически проводить тренировки по слаженности действий охраны школы и полиции, и только в отсутствии детей.
Конечно сейчас, когда мы уже имеем погибших учителя и полицейского и второго полицейского получившего тяжелейшие ранения, когда семьи побывавших в заложниках учеников и все граждане нашей страны у кого учатся дети еще долго будут пребывать в шоке. Так же, не смотря ни на что, не надо забывать трагедию и в семье Гордеевых. Встает резонный вопрос, что сделали вы, органы власти, чтобы не допустить трагедию и как скоро вы обеспечите безопасность школ и других мест пребывания детей от возможных террористических актов.
Учитель московской школы № 263Андрей Кириллов и прапорщик полиции Сергей Бушуев, тяжело раненый сержант полиции Владимир Крохин ценой своей жизни и здоровья показали пример мужества защищая детей от пуль.
Политическая партия “Гражданская Платформа” снова выражает соболезнования родным и близким погибших, желает скорейшего выздоровления Владимиру Крохину.
Мы хотим, чтобы дети и родители, все граждане нашей страны, не только услышали, но и увидели какие реальные меры приняли все ветви власти для предупреждения и недопущения подобных трагедий.