Из печати вышел журнал «Морские порты» № 1 за 2024 год
27.02.2024
Читайте в свежем выпуске:
Будет или нет приоритет у спецпортов?
Нехватка провозных мощностей Восточного полигона РЖД вновь вызвала горячие дискуссии о том, какие товары и в каком направлении нужно везти по железной дороге в первую очередь. Одной из последних инициатив в этом вопросе стало предложение крупных владельцев угля сделать доставку экспортной продукции в специализированные порты Дальнего Востока приоритетной. С этим предложением угольщики вышли на самый высокий уровень, и теперь им занимается Правительство РФ. Вот только другие, универсальные порты, тоже способные переваливать уголь на своих терминалах, увидели в предоставлении преференций специализированным портам дискриминационный подход, развитие монополизма и устранение здоровой конкуренции.
Порт Архангельск – Северные ворота российской Арктики
Морской порт Архангельск, расположенный в устьевой части р.Северной Двины, впадающей в Двинский залив Белого моря, – это современный порт с богатой историей и давними традициями, это Северные ворота в Российскую Арктику. Порт универсальный и является ключевым для развития арктического шельфа, строительства новых арктических портов, особенно в Баренцевом и Карском морях.
В настоящее время Правительством РФ утвержден Комплексный план развития Архангельского транспортного узла до 2035 года, предполагающий строительство глубоководного района порта в районе мыса Куйский мощностью до 25 млн тонн.
Черноморские порты справляются с вызовами
Последствия изменивших транспортную логистику в 2023 году западных санкций продолжали оказывать влияние на работу портов Азово-Черноморского бассейна. С переориентацией грузопотоков, наплывом новых грузов, загруженностью железной дороги и складских мощностей Особенно столкнулись порты в составе АМП Черного моря. И все же они справились с потребностями экономики и перевалили грузов на 8,8% больше, открыв при этом новые морские линии, использовав отечественный флот и флот дружественных стран.
Вместе с тем, на работу крымских портов повлияла близость проводимой Россией СВО и периодические атаки украинских беспилотников. При этом порты не только не прекратили работу, но некоторые даже нарастили грузооборот. Транспортную безопасность и безопасность мореплавания в полной мере обеспечивали филиалы АМП Черного моря в каждом из 11 портов бассейна. Об этом и итогах года рассказал Олег Борченинов, и.о. руководителя ФГБУ «АМП Черного моря».
Показатели растут, пока есть чем переваливать грузы
Очередное декабрьское заседание Совета директоров Ассоциации морских торговых портов (АСОП) состоялось в Москве, в здании Федерального агентства морского и речного транспорта. В ходе мероприятия были подведены предварительные итоги работы портовой отрасли за 2023 год, совершенствования нормативно-правовой базы деятельности операторов морских терминалов, импортозамещения и создания льготного режима поставок импортных запчастей и перегрузочного оборудования для портового комплекса страны.
В обсуждении насущных для отрасли вопросов приняли участие заместитель министра транспорта РФ Александр Пошивай, и.о. руководителя Росморречфлота Борис Ташимов, заместитель руководителя Ространснадзора Сергей Сарицкий, первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Рифат Шайхутдинов и директор АНО «Информационно-аналитический центр по вопросам внешнеторговой деятельности» Константин Ким, представляющий Министерство промышленности и торговли РФ.
Порт Холмск подождет доработки новых паромов и модернизации СУДС
Входящий в АМП Сахалина, Курил и Камчатки морской порт Холмск – это универсальный транспортный узел, открытый для круглогодичной навигации. Итоги работы порта в 2023 году продемонстрировали стабильный спрос на грузовое и пассажирское сообщение о.Сахалина с материком и на портовые услуги для добывающей промышленности. Обеспечение безопасности мореплавания и судоходства в порту и на подходах к нему, как и всегда, происходило на высоком уровне. Между тем аппаратура систем АИС, СУДС, ГМССБ устарела и требует технического перевооружения.
В семье азовских портов прибыло
В 2023 году в работе морских портов Азовского бассейна произошли не только количественные изменения – рост основных грузопотоков, приток новых, увеличение железнодорожных составов и судов дружественного торгового флота для перевозок внешнеторговых грузов, но и качественные, а именно: добавились новые порты, вернувшиеся в Россию республик и областей. Помимо исполнения обязанностей в традиционных портах, АМП Азовского моря в этом году занималась организацией и обеспечением работы в портах Бердянск и Мариуполь. Об этом, а также об итогах работы Администрации в 2023 году в интервью «МП» рассказал руководитель ФГБУ «АМП Азовского моря» Сергей Сафоничев.
Николаевск-на-Амуре: хроника навигации
Морской порт Николаевск-на-Амуре расположен на левом берегу реки Амур, впадающей в Амурский лиман Сахалинского залива Охотского моря, на 23 мили выше ее устья. Порт зимой замерзает, поэтому навигация в нем сезонная – с мая по ноябрь. В порту имеется 7 причалов общей протяженностью 752 метра. Максимальные габариты судов, заходящих в порт, – 140/18/4,5 м. Погрузку-выгрузку судов, судоремонт и пассажирские перевозки осуществляют ООО «Николаевский морской торговый порт» и «Николаевская-на-Амуре ремонтно-эксплуатационная база флота». Перерабатывают генеральные, лесные, минерально-строительные грузы, уголь, контейнеры. Безопасность мореплавания в порту и на подходах к нему осуществляет Служба капитана порта филиала ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива» в морском порту Николаевск-на-Амуре.
Выбор поставщиков материальных ресурсов в условиях санкций
Методика принятия решений по импортным поставкам материальных ресурсов предприятиями транспорта в условиях санкций
Введение санкций против России привело к необходимости пересмотра критериев выбора ключевых поставщиков. Актуальность пересмотра таких критериев особенно остро стоит для компаний по производству и ремонту транспортных средств. При этом для оценки вариантов организации снабжения требуется учитывать большое количество значимых, но трудно измеримых критериев. В статье предлагается методика выбора поставщиков в сложившихся условиях. В рамках методики рассмотрен комплекс подходов к анализу информации: классификация поставщиков материальных ресурсов по критерию рисков снабжения из-за санкций, алгоритм принятия решения по вариантам снабжения с рекомендациями по импортозамещению и алгоритм выбора лучшего варианта снабжения на основе лингвистических переменных. Методика имеет небольшую трудоемкость, что важно для ее практического применения.
Транспортная блокада Калининградского эксклава не пройдет
В 2022 году после введения Евросоюзом против России жестких санкций транспортные и торговые связи между ними кардинально изменились: сократились перевозки грузов и пассажиров, снизились объемы торговли, прервались совместные проекты и т.п. А Калининградской области сопредельные страны вообще устроили транспортную блокаду. Однако главные риски блокады российскому региону удалось преодолеть при помощи морского сообщения. Тем не менее, трансформация экономики Калининградского эксклава произошла, и сегодня поиск путей экономического развития области продолжается.
Восточный полигон: тревожные ожидания участников перевозок
Что бывает, когда наращивать объемы внешнеторговых перевозок порты готовы, грузовладельцы хотят, а железные дороги не могут...
Восточный полигон, как известно, представляет собой целую сеть железных дорог общей протяженностью свыше 14 тыс. км (из них электрифицирована едва ли половина), которая протянулась с запада на восток, объединяя транспортный потенциал Транссибирской и Байкало-Амурской железнодорожных магистралей.
Новая санкционная реальность, давление которой российская экономика ощущает с начала СВО на Украине в 2022 году, привела к резкому развороту основных экспортных грузопотоков с Северо-Запада на Дальний Восток и Юг России и значительно нагрузила железные дороги, ведущие в морские порты Дальневосточного и Азово-Черноморского бассейнов. В результате критически обострилась ситуация, связанная с превышением перевалочных возможностей портов над провозной способностью подходящих к ним железнодорожных путей. И она, похоже, не имеет однозначного решения.
Восточный вектор трансформации нефтедобычи
В 2023 году добыча нефти в России снизилась на 0,8%, до 530,6 млн тонн, а экспорт просел на 3,3%, до 234,3 млн тонн, что объясняется координацией усилий нефтедобывающих стран в рамках ОПЕК+ по стабилизации соотношения спроса и предложения и формированию справедливой цены на нефть.
Характерной чертой развития отрасли в ушедшем году стала масштабная трансформация под влиянием восточного вектора – от набирающих обороты тенденций импортозамещения в сфере технологий до форсированного развития добывающих и инфраструктурных проектов, ориентированных на страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). По оценкам экспертов, отрасль успешно адаптируется к новым реалиям и справляется с поставленными задачами, формируя потенциал на средне- и долгосрочную перспективу
Все грузы России
Обзор перевозок грузов через морские порты России, Балтии, Украины и Финляндии за 12 месяцев 2023 года.
Источник: Журнал «Морские порты» https://morvesti.ru/news/1678/107789/