Иркутская область
11:07
02
Апрель 2019

Депутат от «Гражданской Платформы» привлекла внимание законодателей к проблемам учителей в Прибайкалье

Руководитель депутатской группы «Гражданская Платформа» в Законодательном собрании Иркутской области Ольга Безродных направила официальное обращение представителю Совета федерации от региона Сергею Брилке и семерым депутатам Госдумы от Прибайкалья. Депутат обратила внимание федеральных законодателей на вопиющую несправедливость системы выплаты заработной платы педагогическим работникам. Деталями проблемы Ольга Безродных поделилась в разговоре с корреспондентом газеты «Байкальские вести». Приводим полный текст интервью.

— Ольга Владимировна, официальное обращение — ваша собственная инициатива? Расскажите, в чем суть проблемы?

— Ко мне поступило много обращений от педагогических работников общеобразовательных учреждений, касающихся размера заработной платы. Дело в том, что до декабря 2017 года статьи Трудового кодекса РФ четко не прописывали механизм начисления минимальной оплаты труда: с учетом районного коэффициента северной надбавки или без него. Постановление Конституционного суда в 2017 году наконец-то эту проблему решило, указав, что северную надбавку необходимо учитывать.

Для людей это, безусловно, хорошо. Но решение Конституционного суда привело к выравниванию заработных плат неквалифицированных работников и персонала, имеющего высшее образование: лаборантов, специалистов по кадрам и охране труда, библиотекарей и других профессий. Сюда же относятся педагогические работники без квалификационной категории и не имеющие большой трудовой нагрузки. Как правило, это касается молодых педагогов либо учителей пенсионного возраста.

— Но именно в связи с этим возникла идея дифференциации заработных плат…

— Да. Губернатор Иркутской области Сергей Левченко в ноябре 2018 года принял решение о дифференциации заработной платы, для того чтобы специалисты с высшим и средним профессиональным образованием бюджетной сети стали получать в соответствии с их квалификацией. Однако в итоге дифференциация коснулась всех, кроме педагогических работников. Связано это с тем, что зарплата педагога ограничивается верхним пределом, который в педагогической среде называется «линейкой».

«Линейка» — это целевой показатель среднемесячной заработной платы. Он устанавливается ежегодно министерством образования Иркутской области в целях исполнения майских указов президента России. Поскольку педагоги попадают в майские указы, дифференциация их не коснулась. «Линейка» служит верхним пределом и ограничителем: зарплату нельзя сделать ниже или выше определенных значений. Все это строго отслеживается.

— Вы обратили внимание на дефицит педагогических кадров в Иркутской области. Корень проблемы таится именно в размере оплаты труда?

— В связи с дефицитом педагогических кадров учителям приходится работать на полторы, две, а то и более чем на две ставки. Однако зарплата учителя ограничивается «линейкой». В итоге ущемляются интересы учителей, работающих с большой нагрузкой. Например, в Черемхове средняя нагрузка педагогов составляет почти 1,7 ставки, при этом целевой показатель средней зарплаты составляет 35 тыс. 885 рублей, в Балаганском районе учителя в среднем работают на одну ставку, а получают в среднем 35 тыс. 497 рублей. Разница в нагрузке огромная, а размер средней заработной платы почти одинаковый. Согласитесь, это несправедливо. Между тем в школах региона доля учителей, достигших пенсионного возраста, превышает 25 процентов. Число педагогов, имеющих стаж менее пяти лет, не превышает 12 процентов. Количество «открытых» вакансий на должность учителя на областном рынке труда приближается к восьмистам, и это не считая «скрытых» вакансий, тех, что замещают уже работающие сотрудники образовательных учреждений. Молодежь идет в профессию крайне неохотно, а определяющим стимулом всегда был уровень зарплаты и наличие жилья.

— Какими вы видите пути решения проблемы?

— По приказу Федеральной службы государственной статистики, для расчета средней заработной платы берется фактическая численность сотрудников без внешних совместителей. При этом педагог, получающий в одной организации две, полторы или менее одной ставки, учитывается как один человек. Посильной мерой для исправления ситуации, по мнению самих педагогов, может стать изменение схемы оплаты труда.

Средняя заработная плата должна рассчитываться на одну ставку. При этом целевой показатель средней заработной платы не должен быть снижен. Такая схема гораздо более справедлива для учителей с большой нагрузкой. Таким образом можно снизить отток кадров и привлечь в школы молодежь. Проблему надо решать, этим мы и занимаемся.

Источник: Альтаир 

Фото: Новости Иркутска

Ещё по теме
Лента