Якутская ГП разработала собственный проект закона о развитии сельского хозяйства
Якутская «Гражданская платформа» обсудила второй проект закона «О развитии сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия)», предложенный главой, и нашла в нем существенные недостатки. ГП вносит в Ил Тумэн и правительство собственный проект закона, который SakhaLife публикует с комментариями, представленными региональным отделением партии.
Главе Республики Саха (Якутия) Борисову Е.А.
Уважаемый Егор Афанасьевич!
На сегодняшний день, широко обсуждается второй вариант проекта закона РС(Я) «О развитии сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия)» инициированный Вами.
В свою очередь, на основании Конституции Российской Федерации, федерального закона «О политических партиях», в целях поддержки гражданских инициатив, реализации прав граждан ЯРО ПП «Гражданская платформа» внесла свой проект закона РС(Я) «О развитии сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия)» в Правительство и Государственное собрание «Ил Тумэн» РС(Я).
В целях эффективного взаимодействия государственных органов власти с политическими партиями и претворения в жизнь гражданских инициатив прошу дать указание Правительству и Государственному собранию (Ил Тумэн) РС(Я) рассмотреть внесенный проект в установленные сроки и инициировать всенародное обсуждение альтернативного проекта закона через республиканские СМИ для принятия приемлемого варианта, т.к. вышеуказанный закон, является одним из основополагающих, актуальных вопросов общественно-политического и социально-экономического развития РС(Я).
Приложение: 1. Проект исправленного закона РС(Я) «О развитии сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия)» — 7 листов;
2. Комментарий к проекту – 1 лист;
3. Протокол открытого собрания от 21.10.2015г. – 2 листа
С уважением, Секретарь регионального политического комитета КЫРДЖАГАСОВ А.А.
Закон Республики Саха (Якутия) «О развитии сельского хозяйства Республики Саха (Якутия)»
Проект (исправленный)
Настоящий Закон регулирует правовые основы осуществления государственной политики Республики Саха (Якутия) по развитию сельского хозяйства, как региона на территории которого, вследствие природно-климатических условий, состояния почвы, а также социально-экономических факторов, уровень доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей ниже, чем в среднем по сельскому хозяйству Российской Федерации, но производство сельскохозяйственной продукции должно осуществляться для обеспечения занятости сельского населения, повышения уровня его доходов, сохранения местных традиций.
Статья 1. Правовое регулирование отношений в сфере развития сельского хозяйства Республики Саха (Якутия).
Правовое регулирование отношений в сфере развития сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом, другими Законами и иными нормативными актами, муниципальными правовыми актами Республики Саха (Якутия).
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем законе.
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) Субъекты, осуществляющие деятельность в агропромышленном комплексе Республики Саха (Якутия) — организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе организации, индивидуального предпринимателя от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие промышленное рыболовство, охотничий промысел, образовательные организации агротехнологического профиля, юридические лица и индивидуальные предприниматели, предоставляющие услуги в сфере сельскохозяйственного производства, зарегистрированные в установленном порядке на территории Республики Саха (Якутия) и осуществляющие деятельность на территории Республики Саха (Якутия).
2) Уполномоченный орган – орган государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющий разработку и реализацию в Республике Саха (Якутия) государственной аграрной политики.
3) Единый реестр сельскохозяйственных товаропроизводителей республики – реестр субъектов, осуществляющих деятельность по производству сельскохозяйственной продукции на территории Республики Саха (Якутия).
4) Гарантированные закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию – закупочные цены, ежегодно устанавливаемые решением Правительства Республики Саха (Якутия) в разрезе улусов республики на отдельные виды сельскохозяйственной продукции, при производстве которой товаропроизводители получают государственные субсидии, ниже которых субъекты, осуществляющие деятельность в агропромышленном комплексе и закупающие сельскохозяйственную продукцию в целях дальнейшей переработки и (или) продажи потребителям, не имеют право закупать продукцию у сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Статья 3.Основные цели и принципы аграрной политика Республики Саха (Якутия).
1. Основными целями аграрной политики являются:
1) обеспечение устойчивого развития сельских поселений, занятости сельского населения и доходности субъектов деятельности агропромышленного комплекса Республики Саха (Якутия);
2) обеспечение потребностей населения республики продовольствием местного производства;
3) повышение эффективности сельскохозяйственного производства;
4) наблюдение за индексом цен на сельскохозяйственную продукцию и индексом цен (тарифов) на промышленную продукцию (услуги), используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями и поддержание паритета цен на них.
2. Аграрная политика основывается на следующих принципах:
1) доступность и адресность государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей;
2) обеспечение равных условий получения средств государственной поддержки и открытость информации по ее предоставлению и использованию;
3) последовательность осуществления мер аграрной политики;
4) установление уровня государственной поддержки сельского хозяйства, обеспечивающего безубыточный уровень производства основных видов сельскохозяйственной продукции.
3. Направления аграрной политики:
1) государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей;
2) сохранение, восстановление и эффективное использование земель сельскохозяйственного назначения и их охрана;
3) развитие традиционных отраслей;
4) содействие устойчивому развитию сельских территорий;
5) кадровое, научное, инновационное и информационное обеспечение агропромышленного комплекса;
Статья 4. Государственная программа Республики Саха (Якутия) развития сельского хозяйства.
1. Государственная программа Республики Саха (Якутия) развития сельского хозяйства является документом, определяющим цели и направления развития агропромышленного комплекса, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий. Разрабатывается на основе настоящего закона и в соответствии со стратегическими документами согласно федеральному и республиканскому законодательству.
2. Государственная программа разрабатывается уполномоченным органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия) на определенный Правительством Республики Саха (Якутия) период и в соответствии со сроками действия Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Российской Федерации.
3. Уполномоченный орган несет ответственность за реализацию государственной программы и осуществляет координацию действий органов исполнительной государственной власти, органов местного самоуправления по реализации мероприятий государственной программы и иных мероприятий в сфере сельского хозяйства.
4. Для ежегодной оценки результатов реализации государственной программы формируется экспертная комиссия, в состав которой входят независимые эксперты, представители отраслевых союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных производителей и других некоммерческих организаций, представители органов исполнительной власти, органов местного самоуправления. Число государственных и муниципальных служащих в составе экспертной комиссии должно быть не более чем одна треть общей численности членов комиссии.
5. Положение об экспертной комиссии, о ее работе, также ее состав утверждается Правительством Республики Саха (Якутия).
6. Экспертная комиссия в срок до 30 мая составляет заключение, содержащее оценку результатов реализации и эффективности государственной программы, степени достижения целей аграрной политики, а также рекомендации. Заключение и рекомендации направляются Главе Республики Саха (Якутия) и в уполномоченный орган исполнительной власти.
7. Уполномоченный орган исполнительной власти ежегодно до 30июня готовит и представляет в Правительство Республики Саха (Якутия) доклад о ходе и результатах реализации Государственной программы с заключением экспертной комиссии (далее — доклад).
8. Утвержденный Правительством Республики Саха (Якутия) доклад направляется Главе Республики Саха (Якутия) и подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).
Статья 5. Сохранение, восстановление и эффективное использование земель сельскохозяйственного назначения и их охрана.
1. В целях сохранения, восстановления и эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения, их охраны, перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, осуществления крестьянскими (фермерскими) хозяйствами их деятельности, расширения такой деятельности, создания и расширения личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения Правительством Республики Саха (Якутия), муниципальными образованиями создаются фонды перераспределения земель сельскохозяйственного назначения (далее — Фонды).
2. Фонды формируются за счет земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения в случае:
— купли-продажи земельного участка;
— добровольного отказа пользователя от права на земельный участок сельскохозяйственного назначения, находящийся в собственности Республики Саха (Якутия);
— принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного срочного пользования, права аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии с федеральным законодательством.
3. В Фонды не включаются земельные участки, на которые право собственности Республики Саха (Якутия), право собственности муниципальных образований возникло при изъятии для государственных и муниципальных нужд.
4. Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков сельскохозяйственного назначения из Фондов осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
5. Муниципальные образования предусматривают из муниципального бюджета бюджетные ассигнования для выкупа земельных участков и формирования Фондов.
В государственном бюджете Республики Саха (Якутия) в рамках соответствующей государственной программы предусматриваются субсидии местным бюджетам на софинансирование выкупа земельных участков сельскохозяйственного назначения на текущий финансовый год.
Условия предоставления и методика расчета межбюджетных субсидий устанавливаются Правительством Республики Саха (Якутия).
6. В целях сохранения особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий Правительством Республики Саха (Якутия) в соответствии с федеральным законодательством формируется перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых для других целей не допускается.
Статья 6. Развитие традиционных отраслей Севера.
К традиционным отраслям Севера в Республике Саха (Якутия) относятся – северное домашнее оленеводство, рыбный промысел, промысловая охота, табунное коневодство.
Правовое регулирование северного оленеводства, табунного коневодства устанавливается специальными законами Республики Саха (Якутия).
Статья 7. Меры государственной поддержки.
К мерам государственной поддержки относятся:
1. Предоставление налоговых льгот, инвестиционных налоговых кредитов в пределах полномочий Республики Саха (Якутия) субъектам, осуществляющим деятельность в агропромышленном комплексе Республики Саха (Якутия).
2. Проведение мероприятий по финансовому оздоровлению организаций, осуществляющих деятельность в агропромышленном комплексе Республики Саха (Якутия) в соответствии с законодательством Российской Федерации (в том числе реструктуризация задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей).
3. Предоставление государственных гарантий Республики Саха (Якутия) организациям, осуществляющим деятельность в агропромышленном комплексе Республики Саха (Якутия).
4. Предоставление методической, информационной, консультационной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Статья 8. Бюджетные ассигнования из государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
1. Бюджетные ассигнования из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) направляются:
1) на сохранение, восстановление, эффективное использование земель сельскохозяйственного назначения и их охрану;
2) в виде субсидий на товарную продукцию сельскохозяйственных товаропроизводителей;
3) в виде субсидий на возмещение части производственных и инвестиционных затрат, возникающих вследствие особенностей ведения традиционных отраслей Севера, определяемых отдельными законами республики Саха (Якутия);
4) на обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
5) на развитие племенного животноводства;
6) на кадровое, научное, инновационное и информационное обеспечение агропромышленного комплекса.
2. Не менее 60 процентов бюджетных ассигнований, предусмотренных на очередной финансовый год в государственном бюджете Республики Саха (Якутия), направляются в виде субсидий на товарную продукцию непосредственно субъектам, осуществляющим деятельность в агропромышленном комплексе Республики Саха (Якутия).
3. Определение размера бюджетных ассигнований из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), направляемых на субсидирование товарной продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей, производится в соответствиис затратами на производство основных видов сельскохозяйственной продукции, рассчитываемых в среднем по республике. Методика расчета среднереспубликанских затрат на производство основных видов сельскохозяйственной продукции утверждается Правительством Республики Саха (Якутия).
4. Бюджетные ассигнования, направляемые в виде субсидий на товарную продукцию, могут быть выделены субъектам, включенным в Единый реестр сельскохозяйственный товаропроизводителей республики, в виде авансовых платежей. Порядок осуществления авансовых платежей утверждается Правительством Республики Саха (Якутия).
Статья 9. Гарантированные закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию.
1. Правительство Республики Саха (Якутия) утверждает гарантированные закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию на очередной календарный год до 1 ноября предшествующего года.
2. Гарантированные закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию устанавливаются на следующие виды: молоко коровье, зерно, картофель
3. Субъекты, осуществляющие деятельность в агропромышленном комплексе республики и закупающие сельскохозяйственную продукцию в целях дальнейшей переработки и (или) продажи потребителям ниже гарантированных закупочных цен, установленных Правительством Республики Саха (Якутия), не могут стать получателями средств государственной поддержки, а также на закупленную ими сельскохозяйственную продукцию не распространяется получение субсидий из государственного бюджета.
Статья 10. Единый реестр сельскохозяйственных товаропроизводителей Республики Саха (Якутия).
1. Уполномоченный орган ведет Единый реестр сельскохозяйственных товаропроизводителей республики.
2. Порядок включения субъектов, осуществляющих деятельность в агропромышленном комплексе Республики Саха (Якутия), в Единый реестр сельскохозяйственных товаропроизводителей республики и порядок его ведения утверждается Правительством Республики Саха (Якутия).
3. Включение в Единый реестр сельскохозяйственных товаропроизводителей республики и предоставление в него данных производится в добровольном порядке.
Статья 11. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу с 01 января 2016 года.
Комментарий к проекту закона «О развитии сельского хозяйства Республики Саха (Якутия)»
Якутское отделение партии «Гражданская платформа» подготовило проект закона «О развитии сельского хозяйства Республики Саха (Якутия)», который призван упорядочить систему государственной поддержки АПК в нашей республике. Вся республика видит, и факты налицо, как в последние десять лет разваливается сельское хозяйство республики. Несмотря на значительный объем средств государственного бюджета, выделяемых на программу села, идет спад поголовья КРС, сокращаются сельхозугодья. миллиардные суммы оседают в кабинетах посредников в г.Якутске, деньги не доходят до товаропроизводителей. Мы стали свидетелями таких вопиющих фактов, как погибали и погибают элитные коровы, простаивают и ограблены комплексы, со стоимостью сотни миллионов рублей. Многие селяне уже не связывают свою судьбу с родной деревней. Ответная реакция руководства республики сводится только к тому, что главными виновниками объявляются труженики села, которые, видите ли, тоже, оказывается, хотят жить. По-другому трактовать слова Главы республики БОРИСОВА Е.А. о том, что селяне субсидии направили на покупку квартир и машин, не получается. В течение последних десяти лет не производилась индексация субсидий на сдаваемое молоко, в то же время цены на промышленную продукцию, ГСМ выросли в разы. Посредники месяцами и годами «прокручивают» в своих интересах и без того мизерные деньги товаропроизводителей, своевременно не расплачиваясь с людьми. Механизмы государственной поддержки по отдельным направлениям АПК меняются, чуть ли не каждый год, иногда в середине года. Решения руководства республики, Минсельхоза принимаются по принципу, «на каком глазу с утра тюбетейка». Из-за этого сельхозтоваропроизводители лишены возможности среднесрочного и долгосрочного планирования своей деятельности.
Наш законопроект предлагает норму, вводящую ограничение на использование средств государственного бюджета на иные траты относительно непосредственного субсидирования товарного производства (пункт 2 статьи 8). Серьезное внимание уделено к необходимости расчета обоснованного объема средств государственной поддержки для обеспечения безубыточного уровня работы субъектов АПК республики. Создание предлагаемого нами Единого реестра сельскохозяйственных товаропроизводителей РС(Я) направлено на повышение уровня самоконтроля товаропроизводителей республики.
Правительством Республики Саха (Якутия) и отраслевыми ведомствами должны быть отражены конкретные механизмы в нормативных документах и в Государственной программе развития села. Это и есть работа исполнительного органа власти. Мы верим, что наш законопроект сделает работу государственных органов наиболее эффективной и прозрачной.
Надеемся на поступление замечаний и предложений к нашему проекту.
От имени Якутского отделения партии «Гражданская платформа» БАРАШКОВ Р.С., БЕРЕЗКИН Э.Б..
Протокол открытого собрания по обсуждению проектов Закона «О развитии сельского хозяйства Республики Саха (Якутия)»
г.Якутск 21.10.2015 г.
Инициатор: Якутское региональное отделение политической партии «Гражданская платформа».
Участники собрания:
от Якутского отделения ПП «Гражданская платформа: КЫРДЖАГАСОВ А.А. – председатель,
Барашков Р.С., Березкин Э.Б.
от Министерства сельского хозяйства РС(Я):
БОЧКАРЕВА З.Р., АНТОНОВА Е.В.;
представители политических партий, общественности, субъектов деятельности агропромышленного комплекса республики: 21 человек
Выступил: Березкин Э.Б.
«Якутское региональное отделение ПП «Гражданская платформа» в июне-июле 2015 года подготовило ряд предложений в проект закона «О развитии сельского хозяйства Республики Саха (Якутия), который был официально опубликован на сайте Министерства сельского хозяйства РС(Я). После прекращения обсуждения этого проекта закона и с появлением в сентябре нового проекта закона, инициированного Главой РС(Я), было принято решение о развитии наших предложений в свой проект закона «О развитии сельского хозяйства РС(Я)». Проект закона, вынесенный на обсуждение Борисовым Е.А., не отвечает требованиям и ожиданиям сельскохозяйственных товаропроизводителей республики. Более того, отдельные статьи этого проекта закона носят коррупциогенный характер. Не дается ответ на основные финансово-экономические вопросы: увеличение субсидий, рентабельность работы субъектов сельского хозяйства, доведение средств государственной поддержки до непосредственных товаропроизводителей, минуя посредников.
Проект ЯО ПП «Гражданская платформа» не тратит бумагу на бессмысленное перечисление особенностей ведения сельского хозяйства в Якутии, а четко определяет условия и порядок осуществления государственной поддержки сельского хозяйства республики».
В ходе обсуждения задали вопросы и выступили все присутствовавшие.
На основании статей 3; 26; 32 Закона РФ №95-ФЗ от 12.03.2001г. собрание, обсудив проекты законов «О развитии сельского хозяйства РС(Я)», приняло следующее решение:
1. Проект закона, предложенный Главой РС(Я,) считать не соответствующим требованиям и ожиданиям товаропроизводителей села республики.
2. Проект закона Якутского отделения ПП «Гражданская платформа» одобрить и рекомендовать внести следующие дополнения:
а) в преамбуле проекта закона ввести прямые ссылки на положения 7-ой статьи закона РФ №236-ФЗ от 23.07.2013г.;
б) дополнительно ввести в проект пункт о механизме установления среднеотраслевой себестоимости на основные единицы продукции сельского хозяйства;
в) ввести определение о «гарантированных закупочных ценах на сельскохозяйственную продукцию» в целях исключения коррупциогенности и упорядочивания деятельности заготовительных организаций.
3. Направить данный законопроект в Государственное Собрание (Ил Тумэн), Правительство РС(Я), органам местного самоуправления.
4. Обратиться к Главе РС(Я) с просьбой обеспечить освещение альтернативного проекта закона «О развитии сельского хозяйства РС(Я)» через средства массовой информации, в т.ч. к Национальной вещательной компании «Саха», организовать полноценные дебаты авторов законопроектов, учитывая их социально-экономическое значение для всех жителей республики.
Председатель собрания Кырджагасов А.А.
Секретарь собрания Барашков Р.С.
Источник: «SakhaLife.ru» / Якутск / 27.10.2015 / http://sakhalife.ru/yakutskaya-gp-razrabotala-sobstvennyiy-proekt-zakona-o-razvitii-selskogo-hozyaystva/