Сергей Балабаев предлагает произвести в своём регионе монетаризацию льгот на проезд в транспорте
В советские времена перечень социальных льгот, предоставляемых гражданам, был не велик. В частности, льготы на проезд в транспорте имела очень узкая категория лиц, обычные пенсионеры оплачивали полную стоимость билета. Не было субсидий на оплату коммунальных услуг и материнского капитала для многодетных семей. В условиях трансформации общественно-политического и экономического устройства государства произошло расслоение населения по уровню материального благосостояния. Отдельные категории граждан попали в сложное положение: их доходы оказались не достаточны для того, чтобы обеспечить достойное существование. В целях выравнивания материального положения граждан, оказания помощи малообеспеченным слоям населения, государство стало использовать механизм предоставления социальных льгот по более широкому спектру направлений, расширив также и перечень категорий граждан, имеющих право на такие льготы. История предоставления льгот за последних несколько десятилетий свидетельствует о том, что виды, размер, порядок предоставления льгот, категории граждан, имеющих право претендовать на них, менялись неоднократно. Одни льготы отменялись, другие вводились, как это было, например, с правом на поступление в детских сад вне очереди матерям-одиночкам. В разное время льготы предоставлялись то в натуре, то в денежном эквиваленте. Пробуя тот или иной вариант, государство искало оптимальный способ предоставления льгот, который позволял бы оказывать реальную помощь и поддержку со стороны государства незащищённым слоям граждан и, с другой стороны, разумно и максимально эффективно расходовать бюджетные средства.
В настоящее время правительство страны взяло курс на адресность предоставления льгот: пособий, субсидий, дотаций и т.д. Основная цель реформирования системы социальной поддержки населения состоит в том, чтобы оказывать помощь именно тем, кто в ней нуждается, экономя при этом бюджетные средства. Например, объективная действительность такова, что не все пенсионеры пользуются городским общественным транспортом или пригородными электричками; часть пенсионеров в силу возраста и состояния здоровья вообще не выходят из дома. Поэтому и льгота на проезд ими не востребована. Просто выдавать таким пенсионерам в качестве прибавки к пенсии стоимость проездного билета тоже не целесообразно, поскольку сущность льготы – помочь именно нуждающемуся в ней пенсионеру. Если же пенсионер в ней объективно не нуждается, то такая выплата теряет свой экономический и социальный смысл. Адресность предоставления льгот на проезд, одновременно решается ещё один очень важный вопрос – упорядочивание компенсации недополученных доходов предприятиям-перевозчикам, которые возникают у них при перевозке граждан по льготным билетам. В Ярославской области на сегодняшний день для льготников применяется практика частичной оплаты стоимости проезда по маршрутам муниципального транспорта в форме приобретения проездного билета за частичную стоимость, а разового билета – за половину стоимости. Оставшуюся часть стоимости билетов перевозчикам компенсируется из бюджета. Существующий на данный момент порядок определения размера такой компенсации перевозчикам создаёт много неудобств для самих транспортников, поскольку для того, чтобы вести полный и достоверный учёт объёма льготных перевозок, требуется оформлять настолько большой объём документации, что регулярно проверять её просто не представляется возможным.
С другой стороны, перевозчики могут недополучать из бюджета достаточно большие суммы компенсации из-за неверного, по мнению представителей транспортных организаций, определения отдельных расчётных показателей. Об этом свидетельствует и судебная практика рассмотрения споров на многомиллионные недоплаты между перевозчиками и органами власти различного уровня. Транспортники оспаривают порядок расчёта размера дотаций, требует перерасчёта и доплаты, а местные власти настаивают на том, что установлено местными законами. Кроме того, при существующем порядке определения размера компенсации по фактическому количеству проданных льготных билетов на разовый проезд, вычислить, сколько по ним было перевезено льготников, имеющих право на возмещение 50% стоимости, а сколько – имеющих право на 100% не возможно. На практике это определяется на основе общего количества зарегистрированных на территории региона граждан той или иной категории. Также существующая методика предоставления льгот на проезд ставит муниципальных и частных перевозчиков в несколько неравное положение, препятствуя адекватной конкуренции между ними за пассажира.
По мнению депутата Ярославской областной Думы от партии "Гражданская платформа" Балабаева Сергея Анатольевича в этом вопросе давно пора навести порядок: органы власти должны заниматься своими вопросами – предоставлением льгот нуждающимся гражданам, а перевозчики – оказанием транспортных услуг по перевозке пассажиров. Кроме того, перевозчики должны получать свои доходы в полном объёме и быть избавлены от несвойственной им работы – подсчёта объёма оказанных услуг по льготным категориям населения, проверки документов льготников.
Руководствуясь такой позицией, Сергей Анатольевич внёс в областную Думу на рассмотрение проект закона, предусматривающий монетаризацию льгот на проезд в транспорте для всех категорий граждан, имеющих право на её получение. Предлагаемые депутатом изменения связанны с изменением порядка оплаты проезда на всех видах транспорта для граждан, имеющих право на льготный проезд. Предлагается заменить социальную услугу в виде освобождения от оплаты стоимости проезда в транспорте общего пользования на денежную компенсацию расходов на транспортное обслуживание. Иными словами, граждане будут получать денежную компенсацию на транспортные расходы, и оплачивать в транспорте полную стоимость проезда в соответствии с тарифами.
По мнению Сергея Анатольевича, принятие законопроекта позволит установить практически равные конкурентные условия для перевозчиков муниципальных и частных предприятий. Их внимание будет сосредоточено на конкуренции за счёт качества предоставляемой услуги, а пассажиры-льготники смогут уже свободно выбирать, на каком транспорте им ехать, и вопрос стоимости проезда для них будет уже снят. Нововведение, без всяких сомнений, не только облегчит работу перевозчиков, избавив их от огромной учётной работы льготников, но и будет способствовать развитию предприятий за счёт оптимизации денежных потоков. Перевозчикам больше не потребуется ждать окончания месяца для того, чтобы, сдав отчётность, увидеть на своём расчётном счёте компенсацию недополученной выручки из бюджета. Они станут получать полный объём выручки от продажи билетов равномерно в течение месяца, что позволит более эффективно использовать оборотные средства.
Подробнее об этом можно узнать:
- на сайте Ярославской областной Думы
http://www.duma.yar.ru/service/projects/zp142514.html
- на сайте Первого областного телеканала