Жалобы московских бизнесменов свели воедино
Московский бизнес-омбудсмен Михаил Вышегородцев завтра представит свой первый отчет, посвященный 100 дням на посту. По его словам, сейчас предприниматели понимают, что у них есть только одни обязанности, а прав никаких. Исправить эту ситуацию омбудсмен хочет с помощью организации встреч бизнесменов с высокопоставленными чиновниками, а также запуска для них обучающих семинаров.
Согласно статистике обращений (документ есть у "Ъ"), за период с января по 15 мая к омбудсмену поступило 189 жалоб предпринимателей. Большая их часть (174) относится к гражданским делам, 13 — к уголовным и две — административным. Среди гражданских дел большая часть (70 обращений) касается нестационарных торговых объектов — это отказы во включении объектов в схему размещения и в продлении договора аренды, а также снос объектов. На втором месте (67 жалоб) вопросы аренды. Речь идет в основном о повышении ставки аренды, отказах в преимущественном праве на заключение договора аренды и нарушении сроков заключения договоров. Кроме того, бизнесменов беспокоят проблемы, связанные с аукционами (торгами), земельными правоотношениями, миграционной политикой и выдачей разрешительной документации. Несколько жалоб касаются действий правоохранительных органов, включения предприятия в плановую проверку на незаконных основаниях, бездействия (или, наоборот, действий) госорганов, отказа в поддержке инновационного предпринимательства, наличия компании-двойника, отказа в выделении нежилых помещений для размещения реабилитационного центра.
"Сейчас предприниматели понимают, что у них есть только одни обязанности, а прав никаких,— считает Михаил Вышегородцев.— Может быть, мое мнение не вполне объективно в силу того, что ко мне приходят предприниматели, которые пострадали от нарушения своих прав. Те, у кого все хорошо, к нам не обращаются". При этом, по его словам, с взаимодействием с чиновниками у него проблем не возникает, так как от мэра Сергея Собянина "идет жесткий и однозначный посыл конструктивно решать проблемы бизнеса". "Об этом я просил при назначении, потому что иначе никто бы не работал,— говорит омбудсмен.— Сейчас некоторые вещи удается решить даже по звонку".
Господин Вышегородцев сообщил "Ъ", что окончательно закрыты дела по 12 обращениям (по одному из них "дано разрешение на привлечение иностранной рабочей силы"). При этом он отмечает, что значительную часть жалоб удовлетворить невозможно, так как они касаются не нарушений прав бизнесменов, а изменившейся политики московских властей — в частности, в сфере мелкорозничной торговли. "Я встречался с общественными организациями, объяснял, в чем заключается политика относительно объектов нестационарной торговли",— привел пример омбудсмен, добавив, что сейчас поток подобных обращений иссяк.
По мнению господина Вышегородцева, об эффективности работы омбудсмена в Москве будет говорить рост количества жалоб, потому что предприниматели обращаются к уполномоченному, когда верят, что он сможет решить их проблемы. Часть вопросов, считает омбудсмен, можно снять, устраивая регулярные встречи предпринимателей с профильными чиновниками. "Институт уполномоченного будет площадкой для них,— сказал он.— А если говорить о планах, то будет правильно организовать обучение бизнеса — запустить программы по разным направлениям: от инноваций до работы с земельными вопросами". Чтобы организовать обучение, он планирует "договориться с департаментом науки, поскольку собственного бюджета на это у омбудсмена нет".