Москва
17:06
17
Сентябрь 2013
 

Доклад Михаила Вышегородцева на «Форуме московских предпринимателей: наказы власти»

«Предпринимательство как символ экономической безопасности России»

 

          Отгремели предвыборные баталии, прошли региональные выборы, подведены итоги. Кто-то празднует победу, кто-то анализирует неудачу, кто-то строит планы на будущее.

          По подведению итогов выборов я бы хотел особо выделить слова Президента страны В.В Путина сказанные им победившим на выборах губернаторам регионов :  «я призываю вас к тому, чтобы вы выстроили отношения со своими оппонентами. И наверняка есть что-то в их программах ценное, что можно было бы использовать для совместной работы, именно для совместной».

          Сегодняшний Форум московских предпринимателей организуемый московским региональным отделением партии «Гражданская Платформа» открывает серию публичных обсуждений докладов подготовленных специалистами – профессионалами, экспертами и по результатам таких обсуждений с дополнениями высказанными практиками мы предложим выбранному Мэру Москвы альтернативный взгляд на решение городских проблем и будем искренне рады если власть примет к реализации наши предложения. Мы не претендуем на авторство. Нам важен результат.

          Все наши доклады будут публичными , мы разместим их на сайте и эти доклады в совокупности будут партийной программой МГРО ГП с которой мы пойдем на выборы депутатов МГД в сентябре 2014 года.

Приглашаю вас к активному сотрудничеству.  

 Отношение к предпринимательству, в каждой стране, строится на законодательной базе и на отношении общества к тем своим соотечественникам, которых мы называем бизнесменами. Люди, которые сознательно и добровольно выбрали для себя самообеспечение, самозанятость и  относительную независимость от государства, являются, как правило, самостоятельными в своих решениях и имеющими достаточное образование. Понятно, что механизмы государственного регулирования бизнеса, особенно малого и среднего, должны быть понятными, стимулировать  предпринимательскую активность эффективно на длительном периоде времени. Этот механизм должен быть принят  всем населением страны, в том числе и той частью общества, которая относиться к предпринимательству негативно.

  Сложившееся отношение к предпринимательству не может не влиять на экономическую безопасность современной России.

 Государственное регулирование предпринимательской деятельности возложено, в основном, на Министерство экономического развития, которое является основным оператором по важнейшим законодательным  и нормативным документам в этой сфере.  Кроме подготовки  и экспертизы соответствующих законодательных актов, министерство осуществляет постоянный мониторинг финансовых потоков, направляемых государством в этот сектор национальной экономики. В регионах государственная политика реализуется через региональные Правительства в лице уполномоченных Комитетов, Департаментов и т.д. Отношение властей к работе с предпринимательским сообществом определяется статусом руководителей таких органов гос. власти. К сожалению уже почти не осталось регионов ,где руководитель госструктуры работающий с бизнесом был бы наделен статусом Министра.

 Финансирование предпринимательской деятельности из бюджетных источников имеет своих сторонников и противников, даже среди экспертного сообщества. Точка зрения, что бизнес должен финансироваться и развиваться самостоятельно, используя известные рыночные возможности, существует рядом с позицией сторонников наибольшего финансового государственного участия в развитии предпринимательства. Однако, государственное финансирование развития предпринимательской деятельности явно недостаточно и критикуется абсолютно всеми политическими партиями и общественными движениями страны.

  Основания для этого имеются более чем достаточные – согласно действующего законодательства, объём финансирования малого предпринимательства по которому составляет сумму не превышающую 70 млн. долларов США. Финансирование развития малых предприятий в научно-технической сфере, осуществляемое через одноимённый фонд, не на много превышает 100 млн. долларов США. Для сравнения – в тех же США на исследования в области инновационных технологий, в малом и среднем бизнесе, выделяется 2 миллиарда долларов США. Да, есть еще 50% софинансирование федеральной программы  из региональных бюджетов ,но и оно не решает всех проблем.

  Нужны совершенно другие подходы в формировании объёмов государственного участия в развитии бизнеса.  

Большое значение для экономической безопасности России и стабильного развития национальной экономики имеет такой показатель, как число индивидуальных предпринимателей и создаваемых ими количество рабочих мест.

  На начало 2013 г. в Российской Федерации было зарегистрировано более 4 миллионов индивидуальных предпринимателей, из которых реальную хозяйственную деятельность осуществляли не более 60 %. Если учитывать, что за самые тяжелые годы экономического кризиса, в период с 2008 по 2011 годы, в России, число людей работающих индивидуально, уменьшилось не больше чем на 200 тыс. человек, то ситуация в этой группе бизнес-сообщества является наиболее негативной.

Во Франции статус auto-entrepreneur(самостоятельный предприниматель), то есть производящий в год товаров не более чем на 4 миллиона рублей, имеют более 3 миллионов человек. Более 50% предприятий Франции это малые и средние предприятия. Во Франции сильны тенденции к объединению и укрупнению малых предприятий, француский менталитет предполагает большее уважение к профессии врача, адвоката, учителя. Но объединение француских предпринимателей MEDEF, объединяет более 800 тысяч предприятий и является влиятельной организацией Франции, которое поддерживает государство. Всего, во француской экономики, в частном секторе занято более половины трудоспособного населения. В последние кризисные годы, закрывалось около 250 тысяч частных фирм, но ежегодно открывалось до 50 тысяч малых предприятий.

Во Франции вновь созданные малые предприятия на два года освобождаются от местных налогов, налог на доходы у них составляет 19%, так как у всех остальных 33%, а налог на добавленную стоимость оплачивается не ежемесячно а по квартально. Малые предприятия занимающиеся инновационной деятельностью освобождаются в течение первых двух лет от уплаты налога на доходы. Во Франции существует практика выкупа фирм частных предпринимателей в государственную собственность.

В Германии теория и практика государственного регулирования предпринимательством объединены одним основополагающим правилом – как можно меньше государства, насколько это возможно, и столько государства, сколько это нужно. Это правило сформировалось достаточно давно, но современное понимание и отношение к малому бизнесу, было заложено известным немецким экономистом Эрхардом.

Крупных предприятий (более 1000 работающих) в экономике ФРГ всего около двух процентов, а более 93% всех имеющихся фирм составляют классические малые немецкие предприятия, где не более 100 сотрудников. Предприниматели объединены  в более чем 7000 различных союзов, которые поддерживаются государством, являются органами самоуправления в частно-предпринимательской сфере экономики. В Германии существуют молодежные предпринимательские организации, которые получают финансовую поддержку из государственных источников.

Наиболее благоприятное отношение общества к предпринимательству в европейских странах, сложилось в Италии. Можно сказать, что здесь на генетическом уровне заложена предрасположенность к бизнесу. Аналогичное доброжелательное отношения к предпринимательству мы можем наблюдать только в США. Более 50% экономического активного населения занято в малом бизнесе, а семейные предприятия составляют 80% всех фирм страны. В Италии зарегистрировано около пяти миллионов малых и средних предприятий. Около 12 миллионов человек производят в стране более 60% добавочной стоимости в промышленности. В Италии самая наименьшая степень государственной бюрократии в отношениях с бизнесом.

В Испании малый и средний бизнес сосредоточен в основном в сельском хозяйстве – до 80% всех частных фирм страны. Предприниматели представляют более 90% всей экономики страны. В стране существует более трёх миллионов малых предприятий, в основном в каждом трудятся  до пяти человек. При открытии нового предприятия, оно освобождается государством от налогов сроком на пять лет. Если малое предприятие планирует работать на внешнем рынке, государство представляет безпроцентные кредиты и страховку до 100 тысяч евро. На внешнем рынке(в основном сельхозпродукция)  работает около 40 тысяч малых и средних предприятий.

Активную роль играют общества взаимного гарантирования, которые представляют гарантии для кредиторов с целью получения кредитов для развития малого бизнеса, представляют свою собственность для залога или выступают поручителем. Существуют общества взаимного финансирования, которые финансируют, инвестируют и предоставляют субсидии для субъектов малого предпринимательства. Важную роль играет Государственный институт официального кредитования Испании.

В Китае провозглашён курс на всеобщую поддержку малого и среднего бизнеса. Госсовет КНР с августа 2013 года временно вводит отмену налога на добавленную стоимость и операционные налоги, на бизнес с ежемесячным объёмом продаж менее 3250 долларов США. Эта налоговая льгота коснется более 6 миллионов предприятий где работают десятки миллионов человек. Для экспортеров будет упрощена процедура получения разрешений, отменены сборы за освидетельствование товарного экспорта, оптимизирована таможенная проверка промышленных  товаров.

   В России из различных информационных источников, как на федеральном уровне, так и в субъектах  Федерации, поступают устойчивые сигналы о сокращении количества официально зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. За первые месяцы 2013 года от официальной регистрации отказались более 300 тыс. индивидуалов. Учитывая, что это, в основном, социально активные люди в продуктивном возрасте, считать, что они прекращают свою  трудовую деятельность в связи с возрастом явно неверно. Их переход на различные должности в государственный  сектор возможен, но маловероятен: роста занятости в государственных и муниципальных органах управления не наблюдается.  Можно предположить, что большинство из этого числа предпринимателей перейдет в нелегальную форму ведения бизнеса, оставаясь в том же сегменте рынка.

  Уход предпринимателей с официального рынка в бизнес по «черным» схемам, является серьёзной угрозой экономической безопасности страны. Это уже серьёзный социальный сигнал о сложном положении в предпринимательской среде.

      По официальным источникам малый бизнес сегодня обеспечивает более 22% рабочих мест в Российской федерации и аккумулирует примерно пятую часть выручки. В малом и среднем бизнесе трудятся более 17 миллионов человек. В Москве малым и средним бизнесом заняты 1,5 миллиона москвичей (250 тысяч хозяйствующих субъектов). А с учетом семейного коэффициента 3 миллиона москвичей «завязаны» на малый бизнес. Это владельцы или совладельцы бизнеса, постоянные или временные наемные рабочие, юридически оформленные члены семей. Это электорат избираемой региональной власти. И ведь многие из них пришли 8 сентября на избирательные участки и проголосовали.

      Нельзя сказать, что экономическая безопасность России полностью зависит от активности в предпринимательском секторе, но не оценивать возможные социальные последствия снижения предпринимательской активности ошибочно, как в текущем периоде , так и в долгосрочной перспективе.  Мы имеем много примеров недооценки аналогичных ситуаций. В прошедшем 2012 году, в Греции практически не прекращались социальные волнения, которые едва не привели к выходу этой страны из Евросоюза. Причин для этого много – огромные социальные государственные обязательства, низкая занятость населения, огромный государственный долг и  т.д. Но одним из факторов повлиявшим на такие выступления является и падение предпринимательской активности. Количество населения занятого в малом и среднем бизнесе с 2008 года в Греции сократилось почти на 150 тысяч человек, закрылось более 70 тысяч мелких предприятий.

 Конечно экономики России и Греции не сопоставимы, структура малого бизнеса отличается и по отраслевому направлению и по организационным формам. Но не дооценивать ситуацию, происходящую в развитой стране входящей в Европейский союз, имеющей многолетнюю историю и сложившееся традиции в предпринимательстве, нельзя. Надо использовать опыт Греции, в том числе и в государственном регулировании кризисных процессов в предпринимательской деятельности.

 Одним из эффективных действий Правительства Российской Федерации, стало введения в стране должности бизнес-омбудсмена. Законодательное создание государственного института уполномоченного по защите прав предпринимателей, представителя бизнес – сообщества в органах власти, появление инстанции способной донести до исполнительной и законодательной власти точку зрения предпринимателя, несомненно правильный и стратегически верный шаг в направлении стабилизации и развития малого и среднего бизнеса.

 Несомненно данный институт должен и призван решать самые важные задачи на федеральном уровне, но ещё более важно эффективная организация деятельности уполномоченных по защите прав предпринимателей на уровне субъектов Российской Федерации. Ситуация с развитием предпринимательства на региональном уровне требует различных подходов. В Москве, Санкт-Петербурге, крупных региональных центрах и в районных муниципальных образованиях,  наблюдается зачастую прямо противоположная обстановка. Стандартный подход в развитии малого и среднего бизнеса для большинства малых городов и поселений, сводится к практически полному аффилированию  бизнеса с местной властью. Причем не важно на каких отношениях такой подход выстраивается – родственных, дружеских, соседских.

Нам нужна официальная юридически прозрачная система, не допускающая элементов нетрудовых доходов, коррупции и развития теневой экономики.

Именно с такими и подобными проблемами будут сталкиваться уполномоченные по защите прав предпринимателей  на региональном уровне. Пока не до конца ясен и понятен механизм разграничения предметов ведения между федеральным и региональным уровнем полномочий. Но можно предположить, что чем больше прав будет у регионального бизнес-омбудсмена, тем эффективней заработает механизм государственного регулирования  бизнеса в целом по стране.

Но, по моему глубокому убеждению, прежде чем ставить вопросы власти, бизнес сам должен быть чист и честен.

  Основной задачей государственного регулирования предпринимательства является сокращение теневой составляющей бизнеса, официальная регистрация всех хозяйствующих субъектов и их полное налогообложение в соответствии с существующем законодательством. Имеющиеся нарушения в налогообложении бизнеса связаны со многими причинами, в том числе и с несовершенством налогового законодательства.

  Особенно часто возникающие нарушения, связаны с выплатой заработной платы по принципу «конверт», то есть без уплаты соответствующих налогов. В средствах массовой информации фигурирует цифра  доли теневого фонда оплаты труда в 2011 году в размере около  60%  от легального. По данным пенсионного фонда России из 75 миллионов занятых трудовой деятельностью, взносы в пенсионный фонд поступают примерно за 50 миллионов работников. В основном это крупные и средние предприятия имеющие достаточно длительную налоговую историю, большое количество работников заключивших  длительные контракты, осуществляющие хозяйственную деятельность в сферах с продолжительным производственным циклом.

  Падение заработной платы связанное с кризисом 2008-2011 года фактически прекратилось и можно наблюдать динамику постепенного роста. Государство поднимая  заработную плату служащих в 2012 и уже объявлено о повышении в 2013 году, фактически стимулировало подъём зарплаты в частном секторе. Таким образом, превышение роста заработной платы в государственном секторе средней номинальной зарплаты в целом по экономике страны, стимулирует рост зарплат в бизнесе. 

 К сожалению не подтвердился прогноз по стимулирующему для бизнеса эффекта, от перехода от единого социального налога к страховым платежам. В 2013 году налоговая и неналоговая нагрузка на предпринимателей в целом имеет тенденцию к росту. Государство должно принимать на себя часть рисков по стимулирующему развитие бизнеса налогообложению.

  Тенденции развития  бизнеса в России имеют достаточно основательную положительную динамику. ВВП на душу населения  Российской федерации самый высокий среди стран БРИКС и составляет 17698 долларов США, мы занимаем третье место по объёму золотовалютных резервов в мире и шестое  по паритету покупательной способности. Но в динамике роста желающих заниматься бизнесом мы пока отстаем от Китая и Бразилии. По итогам 2012 года социологические опросы показали, что в этих странах заниматься бизнесом готов каждый пятый опрошенный, в России этот показатель   составляет лишь 2 % от опрошенных.

 Медленно решается вопрос о создании федерального агентского центра по привлечению инвестиций и координации деятельности региональных центров. Можно вспомнить попытку создания института уполномоченных по инвестициям в федеральных округах и объединить эту работу с работой региональных бизнес омбудсменов. Усиливая государственное регулирование в этой области можно попытаться решить проблемы юридического сопровождения бизнеса.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности в России недостаточно конкурентоспособно. Государство не успевает оперативно реагировать на меняющиеся условия ведения бизнеса.  Показатели рейтингов инвестиционного  климата, комфортных условий ведения бизнеса, наличие административных барьеров, высокий фактор коррупционности - все эти показатели свидетельствуют о сохранение тренда увеличения фискальной политики.

Более эффективный путь, это усиление финансового контроля за установленными законодательными актами, закрепляющие рыночные механизмы развития национальной экономики в целом и предпринимательства в частности.

  На региональном и муниципальном уровне остаются нерешенными проблемы организационно -технологического характера. Даже в таких высокоорганизованных структурах управления, какими являются соответствующие департаменты обоих столиц, получить разрешение на строительство или подключение к энергетическим сетям, при выполнении всех заданных  условий, зачастую сопровождается отягощениями не связанными с конкретным проектом.

  Отдельно следует рассматривать проблему организации системы госзакупок, доступ  к реальному участию в этой сфере деятельности, для большинства предпринимательских структур крайне затруднен.

  Предпринимательские структуры активнее будут принимать участие в разработке опытных конструкторских образцов, возможно их реальное участие в прикладных научно-исследовательских разработках, но только при условии более расширенного развития программ государственного софинансирования.

  Много нерешенных вопросов в сфере взаимодействия финансово-банковской системы и предприятий малого и среднего бизнеса. Одним из оперативных и эффективных путей более широкого доступа к банковскому кредитованию для малого бизнеса является расширение объёмов государственного субсидирования процентных ставок и предоставление государственных гарантий по кредитам для малых и средних предпринимателей, особенно предпринимателям работающих  в инновационной сфере.

Я уже начал перечисление основных проблем, препятствующих развитию предпринимательства.

Перечислю еще 10 сформулированных нашими экспертами из РАНХиГС и предлагаю участникам Форума, не повторяясь высказывать конкретные наказы власти.

 Итак, основные проблемы, препятствующие развитию предпринимательства.

 1. Низкая доходность от организации своего бизнеса во взаимосвязи с высокими рисками.

 -    неоправданно высокие издержки по сравнению с издержками предпринимателей из других стран, в частности Китая, Бразилии и даже Европы (по высокотехнологичным видам продукции).  Речь идет практически по всем позициям – энергоресурсы, сырье, налогообложение и т.д., в том числе и бытовые (получение справок, лечение, налоги). Естественные монополии фактически действуют в угоду интересов даже не своих, а в интересах стоящих за ними распорядителей финансовых ресурсов. 

-    неравномерность нерыночных издержек внутри страны. Политика двойных стандартов. В частности: проигрывает тот, кто платит «все налоги». Получает субсидию не лучший, а «имеющий возможность» и т.д.

-    непонятная политика государства в плане гибкости и эффективности таможенных пошлин. Отсутствие рационального подхода и логики. Большое влияние политических аспектов принятия решений в экономике.

-    неоправданно высокие ставки по кредитам, которые поддерживают прежде всего системообразующие банки с государственным участием, что видно из представляемой ими отчетности по прибыли и распределению этой прибыли (в частности на неадекватные затраты управленческому персоналу).

-    высокие риски, связанные с тем, что предприниматель зачастую не знает – правильно ли он делает или нет, и если не правильно, то какая ответственность за это будет. В государстве существует «беззаборная территория». Т.е. лежат в доступности каждого какие-то услуги, возможности, материальные ресурсы. Все ими пользуются, но периодически государство выхватывает кого-нибудь и говорит, что так делать было нельзя. За это есть наказание. Начиная от простых примеров до более сложных. Простой – открытие счета в банке. Надо уведомить налоговую (об этом уже практически все знают), а также ПФР и ФСС (об этом предприниматель может не знать). При этом штраф за неуведомление в назначенный срок по 5000 рублей за каждое ведомство. Решение очень простое – банк сам уведомляет необходимые структуры путем внесения записи в базу данных. Стоит - минимально. Эффект – огромный. Отсутствие таких простых решений приводит к тому, что работает целая команда – одни начисляют, другие – взыскивают. У всех есть работа, а страдают предприниматели. И таких примеров, в том числе и с большими последствиями нарушений, большое количество.

-    Кроме текущих высоких показателей издержек очень важно, что нет даже предпосылок об их уменьшении в будущем. То же можно сказать и об уменьшении рисков.

 

2. Полное отсутствие на рынке ответственных специалистов.  Стандарты подготовки нарушены и не удовлетворяют требованиям развития экономики. Подобрать специалиста очень сложно, зачастую методом проб и ошибок, что обратно приводит в лучшем случае к увеличению издержек. В худшем случае (и это достаточно часто) – к закрытию предприятия.

 

-    вымывание специалистов естественными монополиями на зарплату, не соответствующую их квалификацию. В том числе и предприятиями оборонного комплекса.

-    учебные заведения не ориентированы для подготовки необходимых специалистов.

-    полное отсутствие условий для миграции трудовых ресурсов (наемное жилье соответствующего качества за разумную цену, цена за билеты, отсутствие местных небольших авиалиний и другого транспорта надлежащего качества).

-     безответственная политика по отношению к трудовым мигрантам.

-    создание условия для массового отъезда талантливых людей на работу и постоянное место жительство заграницу.

-    практически полное отсутствие «полностью» здоровых людей трудоспособного возраста.

 3. Отсутствие мотивации у предпринимателей заниматься предпринимательством в полном смысле этого слова. У страны нет стратегии (или по крайней мере она не озвучена). Происходит постоянная борьба за выживание из-за того, что правила игры постоянно кардинально меняются без соответствующего долгосрочного согласования с субъектами экономической деятельности. Например, арендная плата за землю выросла за десять лет в десять раз! Следует отметить в целом несоразмерно высокую цену аренду офисных помещений в Москве. Которую никто не пытается контролировать. О каком планировании бизнеса можно вести речь. А что будет дальше – рост в 20 или 100 раз за следующие десять лет?!

 

4. Судебная система (Арбитражная и Судов общей юрисдикции) не выполняет своих функций и служит одним из основных инструментов уничтожения активных предпринимателей. По ответственному отзыву одного из практикующих адвокатов в стране идет «судейский террор». То, что раньше в 90-х годах, делали криминальные структуры полностью перешло в «судебные мантии». Во многих регионах безнаказанно действуют приступные сообщества состоящие из судей. Естественно они стараются завладеть доходными и успешными предприятиями и активами предпринимателей. Нарушается основной принцип рыночной экономики – переход собственности от менее эффективного к более эффективному. Порочный принцип приватизации и присвоения собственности, начатый в 90-х годах, мутировал. На сегодняшний день способов борьбы с такими группами не существует. Урон экономике и политической системе невосполнимый. Данные сообщества полностью неподконтрольны обществу и не подлежат никакому наказанию практически за любое решение.

 

5.Доля фонда оплаты труда сегодня около 50%, после ввода нового налога в пенсионный фонд, затраты на фонд оплаты труда индивидуальных предпринимателей возрастут на 26%.

 6.Можно говорить о сформировавшемся новом виде предпринимательства у государственных и муниципальных чиновников – получение прибыли при оформлении разрешительной документации, получении лицензий и сертификатов.  Аналогично при ликвидации предприятия. Даже те предприятия, которые оказывают подобные услуги в виде основной деятельности, констатируют фактически состоявшейся дополнительный показатель издержек, который они уже закладывают в свои расчеты – сумма стимулирования соответствующих чиновников.

 7.Труднодоступность к открытому представлению конкурсной и тендерной документации. Процедура торгов и заключения контрактов непрозрачна и субъективна.

 8. Отсутствие легкодоступной информации о наличии и условиях предоставления любого рода помощи государством предпринимателям с целью развития малого и среднего бизнеса, повышения эффективности производства, качества производимой продукции и оказываемых услуг. 

 9.Сложность получения информации и разъяснительных документов от налоговых органов, двусмысленность и неясность многих инструкций и подзаконных актов, трактующих любую спорную ситуацию в пользу налогового органа. Фактически отсутствие реального действующего механизма обжаловать решение налогового органа.

 10. Огромное количество нерешенных проблем в отраслевых видах предпринимательства – больше всего их в сфере обслуживания, агропромышленном производстве, транспорте, строительстве. Эти проблемы как правило комплексные, но их решение или не решение, может иметь различные последствия, в том числе и социального характера. Пример такой застоявшейся проблемы о которой все знают, но её решение откладывается на неопределённый срок. Строительство и ввод коммерческого жилья без соответствующей готовности. Практика ввода жилья без планировки и отделки к нам пришла из теперь уже далёких девяностых годах прошлого века. Тогда она наверное была в какой то степени обоснована - развитием и становлением бизнеса, отсутствием широкого выбора отделочных материалов и сантехники, заменой одних стандартов на ещё не существующие, возникновением новой подотросли – массовой элитной застройкой и так далее. Теперь этот анахронизм укоренился и мы его практически не замечаем. Но сравнивая эту часть бизнеса с аналогичной деятельностью в большинстве других стран, мы не найдем аналогов. Такого просто не существует. Эта серьёзная проблема – она связана с кардинальным изменением отношения бизнеса к существующей ситуации, пересмотру позиции относительного невмешательства государственных структур, особенно контролирующих(таких как Роспотребнадзор). Но главное, нельзя допустить при решение этой проблемы ( а она все равно будет решена, рано или поздно, альтернативы нет) резкого роста цен на так называемое бюджетное жильё, или падения объёмов строительства, сокращение числа предприятий и т.д. Вот только один из примеров проблем в отраслевом бизнесе, которые имеют далеко идущие социальные последствия.      

Ещё по теме
Лента